Фрагмент для ознакомления
2
Одним из ключевых элементов системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации являются учреждения медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ). Данные учреждения играют важную роль в реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан с ограниченными возможностями здоровья [2].
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [2].
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы являются специализированными учреждениями, осуществляющими функции по проведению медико-социальной экспертизы граждан [4]. Они создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании положений, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [2].
Правовой статус учреждений МСЭ определяется их организационно-правовой формой, компетенцией, порядком создания, реорганизации и ликвидации, а также иными особенностями, установленными законодательством.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией для осуществления экспертно-реабилитационных функций [3].
Основными задачами учреждений МСЭ являются:
- определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
- установление группы, причины и времени наступления инвалидности;
- разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида [2].
Деятельность учреждений МСЭ регламентируется не только федеральным законодательством, но и ведомственными нормативными правовыми актами.
Приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан [4].
Таким образом, учреждения медико-социальной экспертизы представляют собой специализированные государственные организации, наделенные компетенцией по определению потребностей граждан с ограниченными возможностями здоровья в мерах социальной защиты, включая установление инвалидности.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы представляют собой специализированную систему организаций, осуществляющих экспертно-реабилитационные функции в отношении граждан с ограниченными возможностями здоровья [2].
Структура учреждений МСЭ включает в себя федеральные, региональные и территориальные бюро медико-социальной экспертизы. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы является головным учреждением, осуществляющим методическое руководство и координацию деятельности региональных и территориальных бюро [4].
Региональные бюро МСЭ создаются в каждом субъекте Российской Федерации и являются территориальными органами Федерального бюро. Они осуществляют свою деятельность на территории соответствующего региона [4].
Территориальные бюро МСЭ создаются в городах и районах в качестве структурных подразделений региональных бюро. Они проводят медико-социальную экспертизу граждан, проживающих на закрепленной за ними территории [4].
Основными функциями федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:
1) проведение медико-социальной экспертизы граждан в целях установления группы, причины и времени наступления инвалидности [2];
2) разработка индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов [2];
3) определение потребностей освидетельствуемых лиц в мерах социальной защиты [2];
4) ведение Федерального реестра инвалидов [2];
5) оказание консультативной помощи гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы [4].
Учреждения МСЭ осуществляют экспертизу качества реабилитационных мероприятий, проводят научные исследования в области медико-социальной экспертизы, а также участвуют в разработке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы установления инвалидности [4].
Таким образом, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы представляют собой многоуровневую систему организаций, наделенных широким кругом полномочий в сфере определения потребностей граждан с ограниченными возможностями здоровья в мерах социальной защиты, включая установление инвалидности, разработку индивидуальных программ реабилитации и абилитации, а также ведение Федерального реестра инвалидов.
Деятельность учреждений МСЭ направлена на обеспечение реализации прав и законных интересов инвалидов, создание условий для их социальной адаптации и интеграции в общество. Выполнение данных функций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок и особенности работы учреждений медико-социальной экспертизы.
Деятельность федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы осуществляется специалистами различных профилей, включая врачей, психологов, социальных работников и других экспертов [4].
Основными полномочиями специалистов бюро МСЭ являются:
1) проведение медико-социальной экспертизы граждан в целях установления группы, причины и времени наступления инвалидности [2];
2) определение потребностей освидетельствуемых лиц в мерах социальной защиты, включая реабилитацию [2];
3) разработка индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов [2];
4) оформление и выдача соответствующих документов, подтверждающих факт установления инвалидности [7];
5) ведение учетной документации и формирование Федерального реестра инвалидов [2];
6) оказание консультативной помощи гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы [4].
Специалисты бюро МСЭ при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться принципами объективности, всесторонности и полноты исследования, соблюдения прав и законных интересов граждан [4].
Ответственность специалистов бюро МСЭ определяется характером и последствиями совершаемых ими действий (бездействия).
За нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за вынесение необоснованных решений, специалисты могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
Решения бюро МСЭ могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке. В случае признания судом решения бюро незаконным, оно подлежит отмене, а гражданину может быть назначена соответствующая группа инвалидности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
3. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 «О признании лица инвалидом» (ред. от 03.02.2025) // Собрание законодательства РФ. 2022. N 17 (2 ч.). Ст. 1872.
4. Приказ Минтруда России от 27.08.2019 N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (ред. от 06.10.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.09.2019.
5. Приказ Минтруда РФ от 16.02.2023 N 90Н «Об утверждении порядка установления причин инвалидности» (ред. от 17.09.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2023.
6. Приказ Минтруда РФ от 20.04.2023 N 316Н «Об утверждении особенностей организации и проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий» (ред. от 22.02.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.05.2023.
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления» (ред. от 17.11.2020) // Российская газета. 2011. 28 января.
8. Актуальные проблемы права социального обеспечения: монография / под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2019. – 288 с.
9. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 604 с.
10. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 604 с.
11. Верба Г.Э. Инвалидность: определение понятия и порядок установления / Г. Э. Верба // Крымский Академический вестник. – 2020. – № 15. – С. 40-45.
12. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2017. – 559 с.
13. Игонина Н.А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А. Игонина, Т.В. Ашиткова // Философия права. – 2018. – № 2(85). – С. 54-61.
14. Палаева, О. С. Теоретические аспекты установления инвалидности в Российской Федерации / О. С. Палаева // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 6(48). – С. 380-383.
15. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская; под редакцией Е. Е. Мачульской. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 449 с.
16. Право социального обеспечения: учебник для вузов / М. В. Филиппова; под редакцией М. В. Филипповой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 435 с.
17. Шведчикова Е.В. Проблемы правового регулирования порядка и оснований признания гражданина инвалидом по российскому законодательству / Е. В. Шведчикова, М. А. Стеценко // Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. – С. 48-49.
18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/
19. Решение № 12-1100/2019 от 26 ноября 2019 г. по делу № 12-1100/2019// СПС «КонсультантПлюс».
20. Решение № 2-10576/2019 2-414/2020 2-414/2020(2-10576/2019;)~М-8083/2019 М-8083/2019 от 15 января 2020 г. по делу № 2-10576/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Верховного Суда РФ от 15.06.2023 N АКПИ23-177 по делу N 13-4/В-882 // СПС «КонсультантПлюс».